Отличительные особенности типов шин: камерные, безкамерные и безвоздушные.
Камеры ремонтируются камерными латками(холодная вулканизация) либо завариваются сырой резиной(горячая вулканизация)
Безкамерные покрышки ремонтируются, в зависимости от повреждения: грибок, стем(колышек)+латка, латка(для безкамерных шин), шнур. При повреждение нитей корда: кордовым пластырем или вулканизация+кордовый пластырь, который подбирается по таблице, в зависимости от вида и размера повреждения.
Мировыми брендами по производству ремонтных материалов для шиномонтажа считаются: TIP-TOP (Герминия), MARUNI (Япония), TECH (США)
Так же на територии Украинны используются материалы менее известных производителей: ROSSVIK(Россия), X-tra Seal (США), Black Magic (Турция), OMNI (Индия), Ferdus (Чехия), OXI (Турция), VIPAL (Бразилия).
ВИДЫ РЕМОНТНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Изготовители ремонтных материалов, как правило, указывают возможность применения своей продукции в зависимости от:
- вида, места и размера повреждения;
- размерности и максимальной скорости эксплуатации шины, допускаемой ее производителем.
Сырая резина — пластичная масса черного цвета (фото 1), которую необходимо нагревать при ремонте. Поэтому его называют горячим. При температуре приблизительно 140-150°С происходит вулканизация. Смесь нагревают вулканизаторами. Они бывают различных конструкций, но в настоящее время наиболее распространены электрические.
Вулканизация была самым распространенным видом наружного ремонта шин и камер. Но для нее нужен вулканизатор, кроме того, этот способ трудоемкий и требует навыка — перегревом можно повредить как шину или камеру, так и заплату.
Сейчас вулканизацию применяют в основном для ремонта шин, когда иные способы неэффективны. Она восстанавливает их внешний вид и перекрывает доступ влаги к нитям корда. Если он поврежден, внутри шины для восстановления прочности дополнительно ставят армированную заплату.
Заплаты изготавливают разных размеров, из резины. Они бывают двух основных типов — без упрочняющего корда и армированные.
Заплаты без корда (фото 2). Их сторона, предназначенная для соединения с ремонтируемым участком, покрыта особым клеевым слоем. При нанесении на нее специального состава происходит холодная вулканизация.
Заплаты подразделяют на:
- универсальные — для восстановления изнутри шины ее герметичности, а также жесткости каркаса при небольшом его повреждении;
- камерные — в отличие от универсальных, после наклеивания могут растягиваться вместе с камерой.
Армированные заплаты (фото 3) внутри упрочнены кордом. Их иногда называют армированным пластырем или кордовой заплатой. Предназначены для восстановления изнутри шины ее прочности и жесткости после обрыва нитей корда. Можно применять как при сквозных дырах, так и в случаях повреждений без потери герметичности. Одна из сторон такой заплаты покрыта слоем для холодной вулканизации.
Ножка имеет цилиндрическую форму (фото 4), изготовлена из резины. Применяют ее изнутри шины, как правило, ремонтируя беговую дорожку. В остальных частях шины резина тоньше, и надежно закрепить ножку невозможно. Снаружи она покрыта слоем холодной вулканизации. Для облегчения установки в отверстие один ее конец может быть специального профиля или иметь металлический наконечник. Диаметры ножек, как правило, от 6 мм и более.
Грибок (разных размеров) тоже изготавливают из резины. Он представляет собой как бы соединенные вместе ножку и универсальную заплату (фото 5). Устанавливают его изнутри шины. Удобен для устранения мелких повреждений, когда отверстие от инородного предмета отклонено от вертикали на угол не более 25° (фото 6), то есть почти перпендикулярно к поверхности шины. Также покрыт слоем для холодной вулканизации.
Фото 6. Определение угла наклона отверстия и способа ремонта: |
Жгут или вставка бывают следующих основных типов:
- резиновые жгуты и вставки с наружным слоем для холодной вулканизации (фото 7, 8). Если ими успешно (герметично) отремонтированы повреждения беговой дорожки, позже их можно не удалять, а после разборки колеса лишь обрезать внутри выступающую часть и наклеить усиливающую заплату. Некоторые жгуты могут быть упрочнены нитями, чтобы не рвались при установке;
- волокнистые по структуре жгуты (фото 9) пропитаны клеевым составом. На них нет слоя для холодной вулканизации. Шина, отремонтированная таким способом, при длительной эксплуатации может разгерметизироваться. В результате упадет давление, влага попадет к корду и постепенно его разрушит. Поэтому, вернувшись в гараж после дорожного ремонта, желательно разбортировать колесо и заменить волокнистый жгут более надежными материалами.